Из северного Таиланда в Центральный Лаос и обратно
Из северного Тайланда в центральный Лаос
Время поездки: май 2013
Сразу отмечу, что этот текст представляет собой описание самостоятельной поездки из северного Тайланда в центральный Лаос в режиме бэкпекера; если вы планируете подобную поездку в другом формате, то надеюсь, что некоторая информация из этого описания также может быть вам полезна.
Итак, прибытие в Чианг Рай рейсом Nok Air из Бангкока;
При выходе из аэропорта обнаруживается несколько такси с счетчиком, доехать до города по счетчику стоит 65-70 бат, но включать его местные таксисты не любят и просят 150-200 бат; совсем несложно дойти до многочисленных гестхаусов самостоятельно (2-3 км); для этого после выхода с территории аэропорта следует свернуть налево и пройти минут 30, дорога там вполне очевидна, не собьетесь.
С бюджетными гостиницами в городе как-то не очень (по сравнению с Чианг Май скажем), в большинстве обследованных гестхаусов небольшая, но чистая комнатка с феном стоила от 450 бат, а с кондиционером от 600 бат и рассчитано это на иностранцев; путешествующие же тайцы останавливаются в других гостиницах с более лояльными ценами, но обнаружить их без знания тайского вам будет непросто; вывесок на английском нет.
Неплохим вариантом будет B2-Boutique&Budget Hotel: www.B2HOTEL.com, e-mail: info@b2hotel.com – вывеску с оранжевым лого В2 хорошо заметно с улицы; чистенький номер с кондиционером, телевизором и DVD плеером стоит 430 бат, иностранных постояльцов там немного, но персонал по английски понимает. Наверняка, найдется и что-то дешевле на одной из улочек, берущей свое начало от Golden Clock Tower в центре Чианг Рай и ведущей на юг, к Night Bazar.
В случае, если в ваши планы входит не только осмотр разного рода природных сайтов и селений малых народностей, может быть полезен обзорный тур по достопримечательностям города - в основном это храмы, различной степени древности – некоторым более 1000 лет, но вы этого не заметите, т.к. от первоначальной постройки там ничего не осталось, кроме может быть, фундамента; все это можно обойти и самостоятельно, но проще проделать организованным порядком – автобусная экскурсия стартует возле King Mengrai The Great Monument дважды в день 9-00 – 9-30 и 13-00 – 13-30, в зависимости от наличия желающих и включает 8 остановок, каждая из которых длиться около 10 мин; сопровождающий гид рассказывает весьма интересные вещи, но только на тайском ;-( как бы то ни было, для чисто технического осмотра всех основных сайтов города это неплохой вариант; стоимость – 20 бат. ;-)
Не избегаемыми достопримечательностями Чианг Рай являются Белый Храм и обычно осматриваемый заодно с ним Khun Korn Waterfall; Белый Храм, несмотря на его современное происхождение, вполне достойное внимания место и добраться до него проще всего на местном автобусе, стартующем с автобусной станции рядом с Night Bazar каждый час, несколько раз в день; от Белого Храма до водопада еще 15 км и никакого общественного транспорта там на предусмотрено; туристы обычно добираются на тук-тук или арендованных мотобайках.
Следующий пункт маршрута – Чианг Конг; 2,5 часа езды от Чианг Рай на утреннем автобусе (7 a.m., первый же отходит в 6 a.m.); мало-примечательный приграничный населенный пункт, c автобусной остановки идет тук-тук до пристани – 40 бат (пешком там не очень близко); далее к пункту пограничного контроля (9-00 – 18-00)- возле окошка полезно просмотреть информационный стенд - там все о порядке перехода границы для местных и иностранцев, и даже цены на лодки на лаосской стороне; заполнение миграционной карточки, никто ничего не досматривает, все как обычно ;-)
Переправа на лаосскую сторону,в Хуай Сай – паром 40 бат.
На лаосской стороне аналогичная процедура, для граждан Российской Федерации 15-дневный бесплатный штамп и 30-дневные визы по прибытии (стоимость уточняйте заранее в консульстве, в Бангкоке), про накрутку 3-5 дополнительных долларов за визу информации не было;
Кстати, в 150 метрах от будки пограничного контроля есть банкомат (прямо от причала и налево); и он там не единственный.
После пограничного контроля, на пути от пристани вас уже поджидают продавцы билетов на лодки, их можно купить там же, а можно там, где лодки отправляются – это километра 1,5 налево от пограничного перехода и местные покупают именно там; дешевле это, или нет - осталось невыясненным; нормальная цена для иностранцев на «медленную» лодку до Луанг Прабанг (2 дня) – 950 бат (цена, анонсированная на тайской стороне), на «быструю» - 1500 бат, оплатить можно как в тайских батах так и в лаосских кипах.
Если вам сказали, что лодка отправляется в 11-00, то она отправиться в 12-00 - или тогда, когда свободных мест в ней совсем не останется. Воду и еду лучше брать заранее, в лодке продаются только напитки и чипсы, и раза в 1,5 дороже чем на берегу. В плане комфорта в лодочке дела обстоят не слишком хорошо, места может быть маловато ввиду высокой заполненности, в первой половине дня жарковато, встать и пройтись может быть проблематично; остановка на ночевку только в 18-00 или не многим позже; туалет, все же, имеется ;-)
После первых двух- трех часов плавания на Меконге начинают попадаться пороги, исчезают признаки цивилизации, а ландшафты становятся очень живописны - удачное время для фото-видео съемки.
Остановка на ночь в Пак Бенг происходит ближе к концу светового дня, ввиду невозможности навигации на Меконге в темное время суток (пороги и нет разметки).
Гостиницы в Пак Бенг начинаются от 200 бат; в Meksavanh Guest House в случае, если комнату вы берете на двоих, с вас попробуют содрать 300 – посылайте, гестов там достаточно; за комнату с кондиционером просят 350– 400 бат - торгуйтесь, сбавят.
Пак Бенг - деревня на берегу живущая исключительно за счет ночевок туристов, и цены на еду там в 2 или 3 раза выше чем в Таиланде; в связи с этим, идея обильно ей там закупаться на следующей день не слишком хороша. На второй день неподвижного сидения в лодочке на жаре особого аппетита не возникает ;-)
Менять тайские баты или доллары на местные кипы в Пак Бенг смысла нет, курс там
занижен, зато есть банкомат; в любом случае, местные охотно принимают баты.
Пригороды Луанг Прабанга – появляются на горизонте к вечеру второго дня (в районе 17-00), и причал для туристических лодок расположен далеко от всего, даже дальше от центра города, чем северная автобусная станция и аэропорт; там же, однако, организован тук-тук. Сложилось впечатление, что удаленность причала от инфраструктуры связана только с желанием дать местным перевозчикам заработать. Точно такие же лодочки беспрепятственно пришвартовываются недалеко от самого центра Луанг Прабанг, напротив храма Phone Xai, рядом с паромной переправой.
В целом, цены на гостиницы в бывшей столице выросли не значительно , зато открылось много новых гестхаусов (в районе тайского консульства и на параллельных улицах).
Хороший гестхаус появился рядом с Immigration Office - Soutikone 2 (Visounnarath rd., Visoun Villge, Luang Prabang, PDR Lao (856-71) 213 217, 5688 1 885), просторная чистая комната с двумя кроватями, TV, фен, бесплатные кофе и чай и удобное расположение – 60 000 кип, с кондиционером – 80 000 кип; при желании, можно найти еще несколько аналогичного плана гестхаусов .
Расценки на посещение храмов – 20 000 кип, национальный музей – 30 000 кип, треки и водопады подорожали по сравнению с предыдущими годами раза в 1,5 – 2; еда – примерно в такое же количество раз; ночной рынок сувениров, как показалось, и вовсе потерял смысл – безделушки остались теми же и покупать их там втридорога нет никакого смысла, ничего уникального и особого там не продается, все то же есть в Таиланде - и дешевле.
Практически в каждой лавке можно найти продукты из местного супермаркета, продаваемые туристам с наценкой 30 - 60% (бизнес по-лаосски, однако ;-)
Обнаружить супермаркет самостоятельно тоже не сложно- он находится прямо напротив южной автобусной станции - и только там вы узнаете, сколько на самом деле стоит то, за что вы уже многократно переплачивали местным.
Характерная примета – сравнительно небольшое число китайских туристов, в противоположность тем толпам, которые здесь встречались несколько лет назад; видимо с изменением ценовой политики популярность направления для китайцев сошла на нет.
Тем не менее, в Луанг Прабанге, все еще во многом осталась прежняя, неповторимая, пронизанная сладковатым запахом опиума атмосфера старого Индокитая; колониальные здания и вереницы новообращенных монахов в утренней дымке - все это никуда не делось; местные однако, похожи на секту заговорщиков – и разговорить их, вам не удастся вовсе не по причине языкового барьера. Очевидно, экономические перемены, произошедшие в стране за последние несколько лет, коснулись и этого сонного уголка.
Простейшим способом достигнуть следующего пункта маршрута по пути к столице был автобус - Луанг Прабанг – Ванг Вианг (130 000 кип – VIP, и 110 000 кип - обычный); VIP впрочем, тоже оказался вполне себе обычным, с дурно пахнущим туалетом и плохо работающим кондиционером.
Дорога идет по горам с постоянными поворотами вправо и влево, примерно 7 часов. В целом, порекомендовать подобный переезд кому-либо трудно; между тем, из Луанг Прабанга можно улететь местными рейсами в различные точки страны, и стоимость подобных перелетов вполне бюджетная; этот момент стоит учесть при планировании своих перемещений.
Ванг Вианг – заметно подрос по сравнению с предыдущим визитом, организованной тур-индустрии стало больше, а нарко-бары практически исчезли.
Нормальная комната с кондиционером стоит 80 000 кип - а без него, в это время года будет тяжеловато; в целом, если поискать, можно сговориться и на 60 000 кип; еда будет стоить столько же, сколько и в Луанг Прабанге.
Знаменитые нарко-пати Ванг Вианга ушли в прошлое, и возобладал обычный, вымогательский туризм по-лаосски. Природа действительно очень красивая, но что бы нормально ее посмотреть, придется весьма часто доставать кошелек. Плату, за проход к любому сайту иногда требуют трижды (проход по мосту + осмотр водопада + пещеры), что позитива не добавляет. Если все же заедите, рекомендую почитать объявления, вывешиваемые владельцами баров рядом с мостами через Меконг (их не видно с дороги, зато очень поучительно ознакомиться, когда двигаетесь в обратном направлении; там все больше про побои и арест в случае отказа платить за проход по мосту).
За осмотр местного рынка, также взимается плата – впрочем, осматривать там нечего ;-)
По прежнему актуальным остается тьюбинг, и в этом плане расценки не слишком изменились; а вообще-то Ванг Вианг можно пропустить целиком, красивых мест в Лаосе более чем достаточно.
Немного о том, о чем сами лао вам навряд ли расскажут – о малярии. Она реально есть - и в Луанг Прабанге и в Ванг Вианге; среди местных не так давно была вспышка в районе Луанг Прабанга; были заразившиеся и среди туристов, посещавших регион кратковременно и заболевших уже в Ванг Вивнге и Вьентьяне. В выпусках местных теленовостей об этом периодически говориться, но туристы их не смотрят - либо не воспринимают из за незнания языка. Если окажитесь в Луанг Прабанге неподалеку от Chinese Hospital (Lao Chinese Friendship Hospital) можете зайти – и убедиться.
Далее по маршруту - автобус Ванг Вианг - Вьетьян (50 000 кип), прибытие на конечный пункт – Morning Market не обязательно, вполне уместно будет сойти 10 мин не доезжая – на Setthathirat rd. где несложно обнаружить бюджетное жилье. Во Вьентьяне цены на гестхаусы выросли незначительно, и в целом все по старому; недорогая комната стоит порядка 60 000 – 80 000 кип. Есть варианты и дешевле, ориентированные на местных, которые можно найти в стороне от Setthathirat, по дороге к аэропорту;
Номер по-приличнее, с кондиционером, телевизором и даже мини-кухней - Ban Vatchan, сразу за Vat Ongteu rd., www.benacamguesthouse.com - обойдется в 120 000 кип; не подходит для бэкпекеров по ценовой категории, но место очень приятное.
Описывать расценки на посещение сайтов Вьентьяна особого смысла нет, да и самих достопримечательностей здесь не много; перемещаться же по Вьентьяну весьма комфортно на велосипеде, расстояния небольшие - правда трафик заметно вырос, машин на улицах стало больше чем вдвое, по сравнению с предыдущими годами.
Количество баров и ресторанов, супермаркетов, ориентированных на иностранных туристов выросло раза в полтора и похоже, эта тенденция будет только нарастать.
При убытии в обратном направлении по воздуху, наиболее бюджетным вариантом будет Nok Air с комбинированным эконом-пакетом –( bus + flight), занимающим около 7 часов и включающим трансфер до границы,ее пересечение и автобусом от Нонг Кай до аэропорта Удонтани – с последующим вылетом в Бангкок.
Рейсов Air Asia: Vientiane – Bangkok увы, не существует; ближайшим по ценовой категории предложением будет Lao Airlines (Vientiane – Bangkok - 105$) и Bangkok Airways (110$).
Резюмируя вышесказанное - Лаос, на мой взгляд, во многом потерял в своей привлекательности для самостоятельного туризма; репутация спокойной, приятной для поездок страны с красивой природой, хотя и без каких-либо уникальных историко-культурных достопримечательностей уходит в прошлое. Особого смысла ехать сюда по-видимому уже нет, но проездом захватить можно.
Комментарии
Свет
ср, 05/22/2013 - 05:58
Постоянная ссылка (Permalink)
Отличная информация, спасибо
Отличная информация, спасибо вам. Я тоже уже второй год хочу в Лаос попасть, но пока удалось добраться только до Чианграя, просто времени на Лаос не хватило. Но очень вы меня рассторили своим выводом, что Лаос уже не тот, как раньше. Я надеялась, что это все еще малоизведанная туристами местность, а выходить, что уже поздно . Жаль, но наверное я все равно туда доберусь, только уже в следующем году.
sigurdson
ср, 05/22/2013 - 16:16
Постоянная ссылка (Permalink)
если все же соберетесь..
Мне думается, в настоящее время Лаос очень трудно назвать малоизведанной туристами местностью; в страну последние несколько лет идет все возрастающий поток туристов из соседнего Тайланда;
При этом развитие ифраструктуры и предложения услуг в сфере туризма за этим потоком не поспевает, и как следствие, чисто механически повышаются цены;
Тем не менее, на севере страны (Луангнамтха, Нгой, Сай) и на юге (Тямпасак, Сипхандон) ситуация может быть иной; но такой степени комфорта от пребывания как в Таиланде ожидать, конечно, не стоит.
Если все же соберетесь зехать в Лаос через север Таиланда, то посещение Ванг Вианга с успехом может быть заменено на тайский Пай; трэки же по племенным деревеням, на мой взгляд, интереснее в Мае Хонг Сон.
Свет
сб, 05/25/2013 - 07:53
Постоянная ссылка (Permalink)
Как раз и планируем по
Как раз и планируем по северному Таю полазить и обратно в Бангкок через Лаос и до Бангкока на поезде из Вьентьяна. Вот и Пай и Мае Хонг Сон захватим. Спасибо вам.
Добавить комментарий